Презентация на тему "страны западной и центральной европы". Конспект урока на тему западная европа Страны западной и южной европы урок истории

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Страны Европы во второй половине XIX – начале XX веков

Общие тенденции развития 1.Настабильная политическая обстановка. 2.Концентрация производства. 3.Концентрация капитала. 4.Вывоз капитала за границу, рост иностранных инвестиций. 5.Рост межнациональных противоречий. 6.Борьба отдельных территорий за независимость.

Франция 1.Замедление экономического развития. 2.Вывоз капитала за границу. 3.Рост представителей рантье. 4.Борьба республиканцев и монархистов (Конституция 1875 года). 5.Дело Дрейфуса (1894). 6.Казус Мильерана (1899). 7.Движение за возвращение Эльзаса и Лотарингии.

Германия 1.Создание сильной имперской власти во главе с кайзером и рейхсканцлером. 2.Активное развитие экономики из-за французской контрибуции. 3.Протекционистская политика. 4.Активная секуляризация. 5.Закон против социалистов (1878-1890). 6.Отказ социалистов (СДПГ) от революционных методов борьбы.

Австро-Венгрия 1.Создание двуединой монархии (1867). 2.Быстрое развитие товарно-денежных отношений (1868). 3.Начало секуляризации. 4.Начало концентрации капитала и производства. 5.Развитие профсоюзного движения (1880-е). 6.Сохранение феодальных пережитков. 7.Остро стоял национальный вопрос (Австрия, Венгрия, южно-славянские княжества).

Италия 1.Нарвномерность развития Севера и Юга Италии. 2. «Голодные бунты» на Юге (восстание на Сицилии, 1893-1894). 3.Начало промышленного развития Юга (конец XIX века). 4.Начало монополизации промышленности. 5.Реформы по улучшению положения народа, избирательное законодательства (Джованни Джолитти).

Испания 1.Существование феодальных пережитков. 2.Медленно развитие экономики. 3.Стремление территорий Испании к автономии (Каталония, Галисия, Баскония). 4.Политическая нестабильность: -1868г. – революция (конституционная монархия); -1873г. – революция (республика); -1874г. – военный переворот (конституционная монархия).

Балканские страны 1.Сохранялся аграрный строй. 2.Стремление избавиться от турецкого владычества и получить независимость. 3.Сближение с великими державами для получения независимости. 4.Первая Балканская война (1912) – Турция лишилась европейских владений, Балканские страны получили независимость. 5.Вторая Балканская война (1913) – Болгария начала войну с Сербией и другими странами – Болгария проиграла, сблизилась в Германией.

Домашнее задание Параграфы №№ 14,15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное тестирование по новой истории 8 класс по теме "Страны Западной Европы в конце 19 века" 2 варианта. работа составлена по материалам учебника Юдовской...

Итальянская опера. опера буфф, творчество сыновей баха, венская классическая школа, творчество Гайдна, Моцарта....

Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...

Контрольная работа № 3 "Страны Западной Европы и США в конце XIX века"

Работа позволдяет оценить качество и уровень знаний учащихся по теме. Работа применительна как форма тематического контроля с выставлением оценки в журнал....

Разработка урока по истории для 8 класса учителя истории и обществознания МОБУ СОШ с. Бакалдинское Асадуллиной Д.Ш.

Тема: Страны Западной и Центральной Европы

Тип урока : комбинированный

Цель: учащиеся должны иметь представление об экономическом и политическом развитии стран Западной и Центральной Европы в середине XIX –конце XIX века.

Задачи:

Раскрыть особенности стран Германии, Франции и Австро-Венгрии, через сам работу с текстом учебника;

Учиться работать в группе, распределять обязанности в группе.

Ход урока

1. Орг. момент . (Положительный настрой на урок, проверка принадлежностей)

2. Проверка домашнего задания

Вставить пропущенные слова, даты.

Гражданская война в США началась в …..

Война шла между …. и…..

Война закончилась в ….., победой ……

3. Подготовка к изучению нового материала

Формулирование проблемы: Какая страна Европы занимала передовые позиции в 1870-1880 годах.

Учитель раздает разрезанные картинки, из которых нужно собрать 3 целых.На картинках изображены флаги трех странГермании, Франции и Австро-Венгрии. Каждая группа получила свой флаг.

Учитель: Знаете ли Вы, каким странам принадлежат эти флаги? Сегодня на уроке мы глубже познакомимся с этими странами. Работать мы будем по группам.

Нам предстоит исследование показателей трёх европейских государств, которое мы будем проводить в группах. Результатом нашей работы должна стать заполненная таблица по теме урока. На этом уроке мы сравним развитие трёх стран: Германии, Австро-Венгрии и Франции.

Класс делится на группы.

1. Группа 1. Франция после поражения.

2. Группа 2. Германия после объединения.

3. Группа 3. Австро-Венгрия: попытки реформ.

Правила работы в группе:

1. Выбрать организатора работы – капитана.

3. Распределить работу между участниками группы.

4. Определить, кто и как будет представлять полученные результаты (каждый свой вопрос; один или два лучших оратора).

На основе имеющихся знаний вместе с учащимися формулируются основные линии сравнения. Каждая группа получает карточку.

Задание группам: Дать краткую характеристику страны:

1. Экономическое развитие страны

2. Политическое развитие государства

5. Закрепление

Выступление групп.

Выводы учащихся: Германия становилась опасным соперником в экономике, в расширении колониальных захватов. Это определяло международную политику как в этом, так и в последующих периодах.

6. Первичный контроль.

«Назови государство»:

1. Провозглашенная республика утверждена большинством в 1 голос. (Франция)

2. Возникла двуединая монархия. (Австро-Венгрия)

3. Империя представляла собой союз 22 монархий и 3 вольных города. (Германия)

4. В стране прошла компания под названием «Культуркампф» (Германия)

5. В предыдущих войнах потеряла Эльзас и Лотарингию. (Франция)

6. Изначально была империей Габсбургов. (Австро-Венгрия)

7. Император – кайзер, парламент – рейхстаг. (Германия)

Взаимопроверка. (Учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга)

8. Подведение итогов

9. Рефлексия:«Я – Мы - Дело»

Я - как я работал?

Мы - как группа работала?

Дело - Что нового узнал?

Домашнее задание:параграф, понятия: экстремисты, протекционизм.

Приложение

Страна

Франция

Германия

Австро-Венгрия

Форма правления

Экономическое развитие

(промышленность,

сельское хоз-во,

транспорт)

Причины экономического отставания:

Особенности экономического развитиястраны :

Особенности экономического развитиястраны:

Причины «экономического чуда»:

Задание:

В чем заключались особенности экономического развития Австро-Венгрии?

Политическое развитие

Задание:

Задани е: Раскрыть положения:

u Внутренняя политика канцлера Бисмарка.

Задание:

В чем заключались особенности политическогоразвития Австро-Венгрии?

Вывод:

Франция к концу 19 века переживала экономический упадок.

В Германии в конце 19 века наблюдается экономический подъем.

В Австро-Венгрии серьезной проблемой стал национальный вопрос.

В чем он заключался?

Понятия:

Что вы понимаете под терминами: экстремизм, «культуркампф», протекционизм, рантье?(определения выписать в тетрадь)

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: традиционный.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы;
  2. познакомить учащихся с субрегионами и странами Зарубежной Европы;
  3. продолжить формирование умения работать с географическими и контурными картами;
  4. закрепить названия географических объектов.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник по географии, атлас по географии, компьютер, проектор.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя; работа с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.

ПЛАН УРОКА:

№ п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин.
1 Организационный Беседа 2-3
2 Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала Устный опрос, обобщение ранее изученного материала
Активизация умственной деятельности учащихся
5
3 Усвоение новых знаний Рассказ и объяснение учителя, беседа, метод упражнений 45-55
4 Закрепление новых знаний Беседа, работа с учебником 10-12
5 Подведение итогов урока и информация о домашнем задании Беседа 3

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учителя приветствуют учащихся.

II. Повторение ранее изученного материала

Учитель географии . Работа по цепочке.

Дать определение понятиям: страна, столица, население, форма правления, географическое положение, суверенное государство.

III. Изучение новой темы

2-3 слайда – фотографии городов Европы (ребята угадывают, каким странам принадлежат города).

Вопросы классу:

Какова площадь Европы? – 5,4 млн кв. км.

Какова численность Европы? – 520 млн человек.

Сколько суверенных государств в Европе? – 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Слайд 4

Учитель: Этот регион – один из очагов мировой цивилизации, родина великих географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа). Слайд 5

Учитель географии:

Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км. Слайд 6

Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.

Вопросы классу:

Какие особенности ЭГП Европы? (приморское положение и соседское положение)

Учитель: ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами:

1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).

2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем).

Приведите примеры таких стран.

Делаем вывод: Экономико-географическое положение благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей.

Ребята записывают в тетрадь. Слайд 7

Учитель : Несмотря на то, что зарубежная Европа – один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют четыре отдельные части или субрегиона – Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу. Слайд 8

Словарная работа:

Регион – (лат. regio – «страна», «область») – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.

Субрегион – это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности.

Работа с атласом. « Зарубежная Европа»

Страны Северной Европы

Учитель географии: Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра).

Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?

Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия и страны Балтии.

Страны Западной Европы

Учитель: Страны Западной Европы ещё называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Страны Южной Европы

Учитель: давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа». Давайте назовем эти страны. (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Страны Восточной Европы .

Учитель: Давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону «Восточная Европа» (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Рассмотрим карту. Слайд 9

Изменения на политической карте Европы в XX веке

Вопросы классу:

Какие изменения на политической карте вы заметили?

Какие страны существовали?

А какие страны стерты на политической карте по какой причине?

Задание: Слайд 10.

Используя материал на форзаце учебника, составьте схему.

Всего государств в Европе … (?)

Республики

Примеры (количество)

Монархия

Примеры (количество)

Например:

Работа с атласом.

Учитель: особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства Европы.

Найти на атласе: микрогосударства Европы. Слайд 11

(учащиеся находят и называют микрогосударства по очереди)

После этой части следует показ слайдов 13-18

Учитель: Природные предпосылки для промышленных сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.

(учащиеся читают текст) Слайд 19

Практическая работа: Слайд 20

Определите, какие страны наиболее богаты

  • каменным углем;
  • нефтью и газом;
  • рудами цветных металлов;
  • калийной солью;
  • серой.

Вопросы классу:

Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам зарубежной Европы.

(использовать: учебник, с.181)

Какие страны обладают наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства?

Проверь себя (раздаются карточки, на карточках – тест).

    Какая страна не принадлежит к региону «Северная Европа»?
    1) Дания,
    2) Исландия,
    3) Швеция,
    4) Великобритания.

    Какое государство исчезло с карты Европы в 1990-х годах?
    1) Венгрия,
    2) ГДР,
    3) Австрия,
    4) Болгария.

    Установите соответствие между страной и месторождением полезного ископаемого.

Домашнее задание:

Рекреационные ресурсы в зарубежной Европе.

Выпишите:

  • районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные).
  • историко-культурные объекты (города-музеи);
  • страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 131

Вопрос. Какие проблемы экономического и политического развития были наиболее острыми для Франции в конце XIX в.?

Проблемы экономического и политического характера:

Поражение во франко-прусской войне 1870-1871 гг;

Выплата контрибуции;

Утрата двух богатых рудой провинций – Эльзаса и Лотарингии;

Французские банки вкладывали капитал в экономику других стран;

Подъем патриотических настроений сопровождался усилением влияния сторонников восстановления империи;

1875 г. провозглашение Конституции;

1884 г. разрешена деятельность профсоюзов;

Активизация рабочего, социал-демократического движения, ослабление влияния монархистов

п.1 вопросы и задания к фотографии стр. 131

Почему имя Дрейфуса стало для французов символом попрания гражданских прав? Почему его дело вызвыло большой общественный резонанс не только во Франции, но и в других странах Европы?

Имя А. Дрефуса стало для французов символов попрания, т.е. полное нарушение законов, прав, так как его дело было фальсифицировано.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 134

Вопрос. Каким было государственное устройство Германской империи?

Германская империя представляла собой союз 22 монархий и 3 вольных городов. Каждый имел свою собственную конституцию и правительство. Императором был король Пруссии. Рейхстаг состоял из 2 палат, обладал ограниченными полномочиями.

Шел процесс укрепления единства Германии и укрепления экономики: введена единая валюта, система судопроизводства; государство проводило протекционистскую политику, вводя повышение пошлины на иностранные товары, поощряло концентрацию и централизацию производства и капитала.

Установлен контроль светских властей за образованием.

Правительство Бисмарка стремилось подчинить своему влиянию рабочее движение. Запрещена деятельность социал-демократов и профсоюзов.

п.2 вопросы и задания к карикатуре стр. 133

Вопрос. Как вы думаете, сторонником или противником религиозной политики Бисмарка был автор этой карикатуры? Свой ответ объясните.

п.3 вопросы и задания к рисунку стр. 135

Вопрос. Как флаг Австро-Венгрии выражал дуализм (двойственность) империи Габсбургов второй половины XIX - начала XX в.?

Венгры, австрийцы

Чехи, словаки, хорваты, словенцы, поляки, румыны, итальянцы, украинцы

Вопросы и задания к параграфу стр. 137

Вопрос 1. Проанализируйте историю стран Западной и Центральной Европы во второй половине XIX в. по примерному плану:

1) Особенности индустриализации во второй половине XIX в.

2) Основные задачи внутриполитического развития.

3) Рабочее и профсоюзное движения.

Вопрос 2. Что общего и в чём вы видите различия в истории стран Западной и Центральной Европы во второй половине XIX - начале XX в.?

В Европе заканчивается период национально-освободительных движений и революций. По всей Европе прокатывается волна борьбы за устранение феодальных пережитков, национальную независимость. Мир, наступивший в странах Европы, дал толчок их политическому и социальному развитию. Особое место в государственной и общественной жизни заняла буржуазия. Начавшаяся индустриализация обеспечила выход из экономического кризиса.

Вопрос 3. Какое из трёх государств - Франция, Германия или Австро-Венгрия, - по вашему мнению, сделало наиболее серьёзный прорыв в экономическом и социально-политическом развитии, упрочило своё влияние на международной арене? Свой ответ аргументируйте.

Германия сделала наиболее серьезный прорыв в экономическом, социально-политическом развитии и упрочило свое влияние на международной арене: вышла на одно из первых мест в мире по металлургии, военной, химической и электротехнической промышленности; принимались законы, удовлетворяющие требования трудящихся. Усилилось влияние реформистов.

Вопрос 1. Какие религии сосуществовали в немецких землях в результате Реформации и Контрреформации?

Религии, существовавшие в немецких землях: христианство и католики.

Вопрос 2. Какова главная мысль выступления О. Бисмарка?

Главная мысль выступления Бисмарка - определение границ господства духовенства и власти.

Вопрос 3. Чьи интересы защищал «железный канцлер»?

Бисмарк защищал интересы власти, государство.

Стр. 138 вопросы к закону

Вопрос 1. Какова главная мысль этого закона?

Главная мысль закона против общественно опасных устремлений социал-демократии – действия, направленные на ниспровержение существующего строя (монархии) запрещаются.

Вопрос 2. Почему «общественно опасными» были признаны устремления именно социал-демократических, социалистических и коммунистических организаций?

Общественно-опасными признаны устремления социал-демократических, социалистических и коммунистических организаций, так как они были боролись за свержение монархии.

Вопрос 3. Какими мерами правительство Германии собиралось бороться с враждебными ему движениями?

Меры борьбы: штрафы, лишение свободы, ограничение в праве места жительства.

    Закрепить пройденный материал по разделу «Страны Европы» с использованием информационных технологий.

    Использовать активные методы обучения (игры, загадки, работы с программой Power Point)

    Отрабатывать навыки работы с немыми картами для умения быстрого ориентирования по политической карте.

4. Прививать познавательный интерес через изучаемую тему.

5.Учить ребят самостоятельно добывать знания.

6.Расширять кругозор учащихся о странах, и людях, прославивших их.

    Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Дидактический материал: Учебник «География материков и океанов, политическая и физическая карты мира, презентации учителя и учеников.

Эпиграф:

Если бы люди всей земли взяться бы за руки все смогли

Задание № 1. Используя немую карту показать известные вам

европейские страны: Северной, Западной, Восточной, Южной, Центральной Европы. (Один ученик показывает на немой карте, другой - параллельно на политической, размещённой на доске.)

Задание №2. Ребята сверяются с ответами по политической карте.

№ 3. Игра «Четвёртый лишний» (ученики придумывают свои задания).

    Рейн Волга Дунай Эльба

    Альпы Балканы Аппенины Гималаи

    Языки: славянский иранский германский романский

    Саксония Якутия Шампань Лотарингия (провинции)

    Порты: Гавр Роттердам Владивосток Кёльн

Задание № 4. «Загадка-головоломка»

Учитель читает текст о городе, ученики должны отгадать.

Ответы:

    1. Оружие и шерстяные ткани, знаменитый собор, оперный театр «Ла Скала», живописец Леонардо да Винчи.

    2. Столица величайшей империи древности, резиденция Папы …. Духовного главы всех католиков, на семи его холмах видны величайшие античные развалины (Форум на Капитолийском холме, колонна Трояна, Колизей. .

    3. Город-вулкан, страсти на футбольном поле, лазурное море, красивые женщины, приманка для туристов и отдыхающих.

Города-загадки (учащиеся показывают их на карте).

№ 5. Презентация по достопримечательностям Италии.

1. Италия - Рим - Ватикан. /Самое маленькое по площади государство в мире/.

2. Италия - Венеция. /Родина итальянца Марко Поло, город лежит на мелких островах в морском заливе, вместо улиц - каналы, через них перекинуты мосты и мостики, стены домов опускаются прямо в воду/

Презентация подготовлена учеником 7 класса а Голиковым Константином.

Марко Поло

Венеция

6 . «История Олимпа» (рассказ Сафонова Данилы»)
Географический Олимп - это горный массив, самый высокий в Греции

Здесь обитают по древнегреческой мифологии боги во главе с Зевсом.

Задание № 7. Перетащить мышью название столицы к названию государства

    Исландия-Осло

    Австрия- Берн

    Швейцария-Вена

    Эстония-Рига

    Латвия-Таллинн

    Польша-София

    Болгария- Варшава

    Венгрия-Бухарест

    Румыния-Будапешт

    Норвегия- Рейкьявик

    Швеция- Хельсинки

    Финляндия- Стокгольм

    Ирландия-Париж

    Франция-Дублин

    Германия-Прага

    Чехия-Берлин

8. В какой стране находятся эти достопримечательности…

    Презентация подготовлена Артемихиным Алексеем.

«Достопримечательности Испании и Греции».

9. «Заморская кухня» (Рассказ Куприянова Алексеем)

    Венецианцы первыми из европейцев узнали сахар и научились варить в нём фрукты, из мусульманских стран привезли кофе. От арабов итальянцы научились сушить тесто, так появились знаменитые макароны. Существует легенда о том, что сами палочки из теста ведут свою историю от китайской лапши, привезённой в Италию Марко Поло. Через Венецию в Европу пришла вилка, итальянцы первые научились готовить суп и использовали фарфор, привезённый из Китая.

    На морском побережье Греции, где находится основная масса отдыхающих, все хотят полакомиться рыбными блюдами. Улов прямо с моря с нетерпением ждут повара таверн, в меню которых самые разные виды рыб и морепродуктов. Рыба, креветки, кальмары опускаются в металлической сетке в кипящее оливковое масло с приправами и через несколько минут, украшенные зеленью и лимонами подаются на стол.

10. Презентация « Страны Европы» (презентацию подготовил Афанасьев Евгений

11.Презентация «Самые знаменитые» (подготовил Перепечкин Илья)

    1. Два великих путешественника и первооткрывателя.

    2. Великие живописцы эпохи возрождения 15-16 в.в.

    3. Великий итальянский певец.

    4. Норвежский писатель, композитор. Путешественники.

    5. Шведский естествоиспытатель, изобретатель динамита и учредитель нобелевских премий.

    6. Исследователь Арктики

    7. Шведская писательница.

    8. Польский астроном, композиторы:

Испанский мореплаватель и открыватель новых земель

Лучшая картина Леонардо да Винчи « Дама с горностаем».

Усадьба композитора Эдварда Грига

Плот Кон-Тики, Тур Хейердал, Руал Амундсен

Шведский натуралист Карл Линней, совершил таксономическую революцию в биологии

Альфред Нобель, придумавший динамит, позже утвердил премию

Норденшельд и покорение полюса