Значение комитет партийного контроля в большой советской энциклопедии, бсэ. Значение комитет партийного контроля в большой советской энциклопедии, бсэ Отличие экологического контроля от смежных видов контроля

От модератора:
Считаю, что в данном сообществе можно использовать и антикоммунистические источники (как, например, нижеприведенный отрывок из книги Р.Пихоя о "Как и почему Хрущев потерял власть"), если они содержат ссылки на документы, и при этом документы подлинные. Читатели сообщества люди взрослые, и факты от риторики отделять должны уметь.

Сегодняшние записи были призваны более или менее продемонстрировать характер этого сообщества, будем надеяться, что в дальнейшем оно станет хорошим подспорьем для всех, интересующихся политической историей СССР и приобретет более ровный характер. Спасибо всем подписавшимся, читающим и уже принявшим непосредственное участие!

Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР

Среди многочисленных административных преобразований Н. С. Хрущева это едва ли не самое неизученное, хотя и сыгравшее заметную роль в событиях середины 60-х

Контрольные учреэдения многократно реформировались. Прежнее министерство госконтроля, во главе которого стояли такие политические деятели, как Л. З. Мехлис (в 1946-1950 гг.) и В. Н. Меркулов (1950-1953 гг.) было упразднено в 1957 г. вместе с рядом других министерств. Вместо него появилась Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. Однако эффективность этого учреждения, по мнению Хрущева, оказывалась недостаточной.

К мысли о необходимости создании специального контрольного учреждения, которое могло бы проверять и партийные, и государственные органы Хрущев пришел в конце 1961 г. , тогда, когда уже ясно наметилась невозможность выполнения недавно принятого на ХХП съезде КПСС плана строительства коммунизма в СССР.

Хрущев, всячески демонстрировавший приверженность к воскрешению ленинских традиций, и здесь попытался дать свою интерпретацию ленинских указаний о контроле. Любопытно, что в процессе подготовки решения Хрущеву были предоставлены подлинные документы 1923-1928 гг. 267 о деятельности комиссии А. Д. Цюрупы, заместителя председателя Совета народных комиссаров, заместителя председателя Совета труда и обороны и одновременно с этим нарком Рабоче-крестьянской инспекции (обратим внимание на это обстоятельство!). В них рассказывалось о деятельности комиссии по вопросу об улучшении работы государственного аппарата и борьбы со злоупотреблении. Комиссия была создана по инициативе Ф. Э. Дзержинского, ей руководил Цюрупа, в ее состав входили наркомы, представители судебных органов.

Реформа контрольного аппарата в СССР в начале 60-х гг. шла непривычно долго (непривычно для хрущевских скоропостижных реформ). Решительными противниками создания Комитета партийно-государственного контроля, судя по воспоминаниям А. Н. Шелепина, были А. Н. Косыгин и А. И. Микоян 268 . 8 января 1962 г. был подготовлен проект постановления Президиума ЦК "Вопросы госконтроля и партконтроля" 269 . Решения по этому проекту принято не было. 19 февраля 1962 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Н. С. Хрущева "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства", в которой он обосновывал необходимость укрепления партийно-государственного контроля, а по сути - проведения реформы контрольных, партийных и государственных органов страны.

Записка многостраничная, изобилующая цитатами Ленина, совсем не хрущевская по стилю. Как правило, подобные документы редко лично пишутся человеком, который их подписывает. Но идеи, основные положения, содержащиеся в таких бумагах, всегда уточнялись и согласовывались с ним предварительно. В записке Хрущева в Президиум ЦК КПСС сообщалось:" В связи с тем, что ХХП съезд КПСС поручил ЦК разработать меры по улучшению и совершенствованию партийно-государственного и общественного контроля, нам в ЦК необходимо незамедлительно продумать практические вопросы, связанные с выполнением этого поручения. Я хотел бы высказать некоторые соображения о тех мерах, которые следовало бы осуществить в этих целях. . . . В период культа личности Сталина замечательная ленинская система партийного и государственного контроля была фактически опрокинута и заменена по существу бюрократическим контрольным аппаратом, оторванным от масс 270 .

Хрущев информировал членов Президиума, что коррупция в стране затронула высшие звенья государственного управления, что взяточничество проникло в Госплан, другие министерства и ведомства. Факты взяточничества - сообщал Хрущев, - выявлены также в некоторых других областях РСФСР, в Киргизской, Таджикской, Туркменской, Азербайджанской, Грузинской Украинской, Литовской и Казахской республиках.

Особенно подробно в записке Хрущева рассказывалось, что эти явления - взяточничество, коррупция - проникли и в суд, прокуратуру, адвокатуру. "За два последних года привлечены за взятки только в Москве и Московской области ряд прокуроров, следователей и членов московского городского и областного судов, народных судей и адвокатов". Эти примеры должны были доказать необходимость внесудебного преследования, Это внесудебное или досудебное разбирательство и должно было стать предметом деятельности новых контрольных органов.

Каким должен был стать этот контрольный орган? Сначала - партийная риторика. "Главным и решающим условием коренного улучшения контроля должно быть привлечение широких масс трудящихся. . . Поэтому нам необходимо наряду с специальными органами партийного контроля иметь систему общественных инспекций, которые бы работали под руководством контрольных органов партии и охватывали каждое предприятие, стройку. совхоз, колхоз, учреждение. . . . орудием совершенствования государственного аппарата, искоренения бюрократизма, своевременного претворения в жизнь решений партии".

Далее - первый хрущевский план реформы. "Исходя из этого считал бы целесообразным образовать единый контрольный центр - Комитет партийного контроля ЦК КПСС(КПК) соответствующими органами на местах, возложив на него обязанности осуществлять контроль за всеми линиями, Это и будет претворением в жизнь ленинских указаний"271 .

Хрущев определил задачи будущего Комитета партийного контроля: "Следить за строжайшим соблюдением партийной и государственной дисциплины, борьба с любыми проявлениями ведомственных и местнических тенденций, с очковтирательством, приписками, с бесхозяйственностью и расточительством, . . . строжайший режим экономии за правильное и наиболее целесообразное расходование денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание КПК и его местных органов должно быть направлено на решительную борьбу с бюрократизмом и волокитой, наносящих величайший вред нашему делу"272 .

"Комитет партийного контроля ЦК КПСС должен быть широко представительным органом - писал Хрущев. - Его можно было бы сформировать в составе 80-100 человек, включив туда представителей ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Центросоюза, печати, рабочих, колхозников, интеллигенции, председателей комитетов партийного контроля союзных республик и наиболее крупных краев и областей. Было бы правильным состав Комитета утверждать на пленуме ЦК сроком на 4 года, а коллегию КПК можно было бы утверждать на президиуме ЦК. . . . Структуру аппарата Комитета надо продумать таким образом, чтобы она строилась по принципу предусматривающем обеспечение действенного контроля как за отраслями народного хозяйства, как и по административно-территориальному признаку. КПК должна иметь внештатных инспекторов, в частности можно было бы привлекать коммунистов и беспартийных, которые ушли на пенсию, но способны выполнять общественные обязанности"273 .

Хрущев предвидел и опасность такого учреждения. "Предусматривая широкие права Комитета партийного контроля, хочу подчеркнуть, что необходимо исключить всякую возможность какого-либо противостояния его ЦК КПСС. В связи с этим надо твердо установить, что вся работа Комитета должна проводиться под руководством ЦК КПСС и его Президиума, Комитет обязан постоянно отчитываться перед Президиумом ЦК КПСС о своей деятельности, представлять на рассмотрение ЦК планы своей работы, все ответственные работники аппарата Комитета должны утверждаться ЦК КПСС"274 .

Отметим, что первоначально Хрущев видел этот контрольный орган как Комитет партийного контроля. Этот Комитет должен был быть подконтрольным ЦК. Численность его, по мнению Хрущева, должна быть невелика.

По записке Хрущева было принято специальное постановление Президиума. В нем сообщалось: "1. Одобрить предложения тов. Хрущева Н. С. , . . . изложенные им в записке от 19 февраля 1962 г. и разослать ее членам ЦК КПСС, кандидатам в члены ЦК КПСС и членам Центральной ревизионной комиссии

2. Поручить секретарям ЦК КПСС подготовить проект постановления ЦК КПСС "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства". 275

Однако прошло более половины года до принятия решения о создании Комитета. В Президиум шли одно за другим проекты положений о нем, но они не получали поддержки. Ситуация круто изменилась на ноябрьском (1962 г.) пленуме ЦК КПСС. Причиной затяжки стало, по мнению А. Н. Шелепина, сопротивление, оказанное этой идее со стороны А. Н. Косыгина и А. И. Микояна 276 .

На этом пленуме Хрущев объективно ослаблял партийный аппарат, проведя предложения о его разделе на сельский и партийный, об укрупнении совнархозов. И одновременно с этим принимается постановление "Об образовании Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР".

Выступая на пленуме, Хрущев предложил назначить председателем нового комитета секретаря ЦК КПСС, руководителя КГБ А. Н. Шелепина. Хрущев внес предложение об утверждении Шелепина дополнительно еще и заместителем председателя Совета Министров СССР. Ему надо будет иметь дело с министрами, с государственными органами, - говорил Хрущев, - и надо, чтобы он имел необходимые полномочия 277 .

Не требуются особые доказательства для утверждения, что проект этого решения Президиума ЦК создавался в окружении А. Н. Шелепина, тогдашнего шефа КГБ, метившего и попавшего на пост руководителя этого контрольного органа. Шелепин в глазах Хрущева полностью соответствовал необходимым требованиям. Он сделал карьеру при Хрущеве и в этом смысле должен был быть ему лично обязан, как председатель КГБ, уже имел немалый опыт контроля над всеми сторонами жизни страны, наконец, за ним стоял опыт работы в партаппарате, он был избран секретарем ЦК КПСС на ХХП съезде,

Создание Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР должно было компенсировать рост децентрализации, объективно наметившийся в партийно-советских органах. В решении ноябрьского пленума было записано: "Образовать единый орган партийно-государственного контроля, Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-государственного контроля оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, в организации систематической проверки выполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, соблюдении партийной и государственной дисциплины, социалистической законности" 278 .

Президиум ЦК КПСС тщательно рассматривал Положение нового комитета. Этому было посвящено его заседание 18 декабря 1962 г. В решении Президиума ЦК КПСС было записано: "Поручить комиссии в составе: тт. Козлов (созыв), Брежнева, Микояна, Косыгина, Воронова, Суслова, Шелепина рассмотреть в соответствии с состоявшимся обменом мнениями на заседании Президиума ЦК проекты представленных в ЦК документов о структуре и штатах Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также проект Положения о Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР и соответствующих органов на местах и внести свои предложения в ЦК" 279 .

Такое внимание высшего партийного руководства к судьбе нового комитета не случайно. Возникал бюрократический монстр, фактически дублировавший и отраслевые отделы ЦК КПСС, и аппарат Совета Министров СССР, к тому же наделенный большими контрольными полномочиями Сотрудники комитета получили право проводить специальные расследования в контакте с административными органами. 280

В центральном аппарате комитета создана была система отделов и секторов, воспроизводившая структуру народного хозяйства, социальной сферы, административных и военных органов СССР.

Там были, в частности: отделы партийно-государственного контроля: отдел металлургической промышленности и геологии, по тяжелой промышленности, сектор топливной промышленности, сектор общего машиностроения, сектор тяжелого, транспортного отдел партийно-государственного контроля по транспорту и связи, сектор по энергетике и электрификации тяжелой промышленности, сектор общего машиностроения, сектор по строительной индустрии, сектор городского и сельского строительства, архитектуры и проектных организаций, сектор пищевой и рыбной промышленности, и так далее, и тому подобное. . .

Под стать этому была и штатная численность. Вместо хрущевских 80-100 человек, которые, как он предполагал, будут работать в новом контрольном органе, уже к моменту своего возникновения комитет имел с своем штате 383 "ответственных сотрудника" и 90 технических работников. И это только центральный аппарат и только в первые дни!

Создание комитета стало существенной составной частью всей реформы партийно-советских органов. На заседании Президиума ЦК КПСС 20 декабря 1962 г. рассматривался вопрос о "О реорганизации руководящих партийных органов в областях, краях, автономных и союзных республиках". В решении по этому вопросу было записано: "В соответствии с постановлением ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС О построении партийных организаций снизу до верху по производственному принципу ЦК КПСС постановляет: . . . во вновь образуемых промышленных и сельских крайкомах обкомах и партии должно быть, как правило, четыре секретаря крайкома-обкома, один из которых является заведующим идеологическим отделом, а другой - председателем партийно-государственного контроля, а также соответствующего отдела.

Эта же система дублировалась и на уровне местных Советов - председатель областного комитета партийно-государственного контроля являлся и одним из заместителей председателя облисполкома.

Складывалась поистине уникальная ситуация! Комитет партийно-государственного контроля на всех его уровнях - от центрального до районного фактически дублировал и партийную, и советскую систему, располагая, к тому же, правом производить расследования, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дела в прокуратуру и суд. В марте-апреле 1963 г. Комитет партийно-государственного контроля СССР получил право контролировать вооруженные силы, Комитет государственной безопасности и Министерство охраны общественного порядка 281 .

Власть потихоньку перетекала от Никиты Сергеевича Хрущева его ставленнику - Александру Николаевичу Шелепину.

К апрелю 1963 г. в стране было создано 3270 комитетов партийно-государственного контроля, в том числе 15 республиканских, 216 краевых и областных, 1057 городских и районных в городах, 348 - по зонам, предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам, 170 тысяч групп и 270 тысяч постов народного контроля, куда было избрано более 2 миллионов 400 тысяч человек.

При всем при этом громадная машина крутилась без особого результата. Ожидаемого хозяйственного эффекта от деятельности армии контролеров не было. Выявленные КПК недостатки в производстве шин на Ярославском заводе, приписки на Минском радиозаводе, факты местничества со стороны работников СНХ РСФСР, злоупотребления при продаже легковых автомобилей в Москве - все это явно не соответствовало объемам и полномочиям КПК.

Дело, как нам представляется было в другом. Хрущева обыграли. Он хотел усилить контроль, но оказался сам блокированным той системой, которую он же и предлагал. КПК идеально соответствовало созданию предпосылок к организационному устранению Хрущева. Власть Шелепина оказывалась реальнее, лучше организованной, а поэтому более опасной для любого чиновника, чем власть самого первого секретаря и председателя Совета Министров СССР Хрущева.

Отметим и другой парадокс: сама по себе система КПК становилась дополнительным раздражающим фактором ПРОТИВ Хрущева. Не случайно поэтому Брежнев вскоре после снятия Хрущева постарался избавиться от КПК.

Примечание

267. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 26
268. Хрущевские времена. Публ. Н. А. Барсукова // Неизвестная Россия. Вып. 1, М. , 1992, с. 286
269. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 23, л. 1
270. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 23, л. 3-5
271. Там же, л. 10-13
272. Там же, л. 14
273. Там же, л. 16
274. Там же, л. 17
275. Там же, л. 2
276. Хрущевские времена. Запись Н. А. Барсукова. // Неизвестная Россия. Вып. 1, М. , 1992, с. 286
277. АП РФ, ф, 3, оп. 55, д. 24, л. 1
278. Там же, л. 48
279. Там же, л. 50
280. АП РФ, ф. 3, оп. 55, л. 106
281. Там же, лл. 151-160, 191-192

Центральная контрольная комиссия (сокращённо ЦКК ) РКП(б), ВКП(б), КПСС - высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920-1934 гг. и в 1990-1991 гг. В 1920-1921 гг. существовала единая Контрольная комиссия, которая в 1921 г. была разделена на ЦРК (ответственную за финансовый контроль) и ЦКК (ответственную за контроль партийной дисциплины). Согласно Уставу, состав ЦКК избирался Съездом партии, члены ЦКК не могли быть одновременно членами ЦК. Местными контрольными органами РКП(б) (с 1925 - ВКП(б)) были областные контрольные комиссии, окружные контрольные комиссии, районные контрольные комиссии, городские контрольные комиссии и т. д.

В 1934-1952 гг. вместо ЦКК существовала Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б), в 1952-1990 гг. - Комитет партийного контроля при ЦК КПСС . В 1962-1965 гг. произошло объединение КПК при ЦК КПСС и Комитета государственного контроля Совета министров СССР в Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Непосредственно делами КПСС в этот период занималась Партийная комиссия при ЦК КПСС . В отличие от прежней ЦКК, состав КПК не избирался на съезде, а утверждался ЦК КПСС (фактически - Секретариатом ЦК КПСС).

До 1934 г. на должность Председателя ЦКК назначался кто-либо из авторитетных членов Политбюро сроком на 2-3 года (поскольку членство в ЦКК нельзя было совмещать с членством в ЦК). В 1934-1946 гг. Председатель КПК был по совместительству секретарём ЦК ВКП(б) и членом Оргбюро ЦК ВКП(б) .

Литература

Юдин К. А. Внутрипартийный контроль в СССР 1930 - начала 1940-х гг.: идейно-институциональный облик. - Иваново, 2015. - 295 с. с. Доступно на: https://www.academia.edu/29057391/Юдин_К.А._Внутрипартийный_контроль_в_СССР_1930_-_начала_1940-х_гг._идейно-институциональный_облик._Intrapartycontrol_in_the_USSR_1930_-_early_1940-ies_._ideological_and_institutional_image._Иваново_2015._-_295_с

Руководители

В 1920-1923 должности руководителя ЦКК не существовало, её деятельность на общероссийском уровне курировал нарком РКИ (И. В. Сталин).

Председатель ЦКК РКП(б) - ВКП(б):

  • Куйбышев, Валериан Владимирович (1923-1926)
  • Орджоникидзе, Григорий Константинович (1926-1930)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1930-1931)
  • Рудзутак, Ян Эрнестович (1931-1934)

Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б):

  • Каганович, Лазарь Моисеевич (1934-1935)
  • Ежов, Николай Иванович (1935-1939) (фактически до 1938)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1939-1952)

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС:

  • Шкирятов, Матвей Фёдорович (1952-1954)
  • должность вакантна, и.о. -

Центра́льная контро́льная коми́ссия РКП(б), ВКП(б), КПСС (сокращённо ЦКК ) - высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920-1934 гг. и в 1990-1991 гг.

История

В 1920-1921 гг. существовала единая Контрольная комиссия, которая в 1921 г. была разделена на ЦРК (ответственную за финансовый контроль) и ЦКК (ответственную за контроль партийной дисциплины). Центральная Контрольная комиссия (ЦКК) была сформирована по инициативе В. И. Ленина для борьбы с нарушениями дисциплины, партийной этики, с «моральным разложением» коммунистов. В это же время был создан Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции (РКИ) для осуществления контрольных функций над аппаратом государственного управления. Формирование органов партийного контроля было логичным завершением процесса утверждения в стране однопартийной диктатуры коммунистической партии. Институт партийного контроля являлся неотъемлемой частью организационной структуры партии. Создание органов партийного контроля обуславливалось рядом обстоятельств: отсутствием эффективной связи между центральными и региональными партийными организациями, необходимостью контроля исполнения директив ЦК и Политбюро ЦК РКП (б), моральной деградацией членов низовых партийных организаций, коррупцией, пьянством, шкурничеством, злоупотреблением властью .

Согласно Уставу, состав ЦКК избирался Съездом партии, члены ЦКК не могли быть одновременно и членами ЦК. Местными контрольными органами РКП(б) (с 1925 - ВКП(б)) были областные контрольные комиссии, окружные контрольные комиссии, районные контрольные комиссии, городские контрольные комиссии и т. д. Рекордно большой состав ЦКК - около 120 членов - был избран на XV съезде ВКП(б) в 1927 году.

Формально контрольные комиссии обладали автономией, но, ввиду согласования их деятельности с президиумами партийных комитетов, члены органов партийного контроля стали превращаться в штатных сотрудников партийных аппаратов. В аппаратной иерархии РКП(б) члены ЦКК были поставлены на верхнюю ступень, их статус приравнивался к статусу членов ЦК. Таким образом, работники органов партийного контроля превращались в привилегированную прослойку социальной структуры советского государства .

В 1934-1952 гг. вместо ЦКК существовала Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) , в 1952-1990 гг. - Комитет партийного контроля при ЦК КПСС . В 1962-1965 гг. произошло объединение КПК при ЦК КПСС и Комитета государственного контроля Совета министров СССР в Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Непосредственно делами КПСС в этот период занималась Партийная комиссия при ЦК КПСС . В отличие от прежней ЦКК, состав КПК не избирался на съезде, а утверждался ЦК КПСС (фактически - Секретариатом ЦК КПСС).

КПК при ЦК КПСС являлся центральным контрольным органом партии. По Уставу КПСС этот орган проверял соблюдение членами и кандидатами в члены КПСС партийной дисциплины, привлекал к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава партии, партийной и государственной дисциплины, рассматривал апелляции на решения об исключении из КПСС и партийных взысканиях. Одной из форм деятельности КПК при ЦК КПСС было рассмотрение на заседаниях персональных дел коммунистов .

До 1934 г. на должность Председателя ЦКК назначался кто-либо из авторитетных членов Политбюро сроком на 2-3 года (поскольку членство в ЦКК нельзя было совмещать с членством в ЦК). В 1934-1946 гг. Председатель КПК был по совместительству секретарём ЦК ВКП(б) и членом Оргбюро ЦК ВКП(б) .

Деятельность органов партийного контроля во многом помогла не только уменьшить в партии количество нарушителей партийных и этических норм, но и несколько улучшить низкое качество системы управления. Важным элементом партийного контроля стало отсутствие общественного контроля над советской политической системой снизу. Выборность органов партийного контроля быстро стало формальной процедурой, которая была под контролем местной партконференции, выдвигавшей кандидатов, не имевших фактически политических конкурентов.

В соответствии с резолюцией XIX партийной конференции было предложено, в целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику предлагается создать единый контрольный орган - Центральную контрольную комиссию КПСС, упразднив КПК при ЦК КПСС и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС . На XXVIII съезде КПСС в 1990 г. КПК при ЦК КПСС и ЦРК КПСС были объединены в единый орган - ЦКК КПСС.

Центральная Контрольная Комиссия КПСС в своей деятельности руководствовалась Уставом КПСС и положением, утверждаемым съездом партии. На своем Пленуме она избирала Президиум ЦКК КПСС .

Руководители

В 1920-1923 должности руководителя ЦКК не существовало, её деятельность на общероссийском уровне курировал нарком РКИ (И. В. Сталин).

Председатель ЦКК РКП(б) - ВКП(б):

Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б):

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС:

Председатель Центральной контрольной комиссии КПСС:

Президиум и Бюро Президиума ЦКК КПСС

Пленумы ЦКК избирали Президиум ЦКК. Бюро Президиума ЦКК КПСС было избрано 10 октября 1990 года. В него вошли:

23 апреля 1991 года Пуго Борис Карлович освобождён от обязанностей председателя ЦКК КПСС в связи с назначением министром внутренних дел СССР. Исполняющим обязанности председателя ЦКК КПСС стал Махов Евгений Николаевич членами Бюро Президиума ЦКК КПСС избраны:

См. также

Примечания

Литература

  • Никанорова Т.Н. . Документы Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) как источник изучения экономической преступности в среде партийной номенклатуры. Москва, дисс, 2018, 224 стр.
  • Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / Предисл. М. Джиласа . - М. : МП «Октябрь», «Советская Россия », 1991. - 624 с. - ISBN 1870128176 ISBN 5-268-00063-2 .
  • Юдин К. А. Институты Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и репрессии «первой волны» в Верхневолжском регионе в январе - июле 1937 г. // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 175-178.

Комитет партийного контроля

Центральная контрольная комиссия (сокращённо ЦКК ) РКП(б), ВКП(б), КПСС - высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920-1934 гг. и в в 1990-1991 г. В 1920-1921 гг. существовала единая просто «Контрольная комиссия», которая в 1921 г. была разделена на ЦРК (ответственную за финансовый контроль) и ЦКК (ответственную за контроль партийной дисциплины). Согласно Уставу, состав ЦКК избирался Съездом партии, члены ЦКК не могли быть одновременно членами ЦК.

В 1934-1952 гг. вместо ЦКК существовала Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) , в 1952-1990 гг. - Комитет партийного контроля при ЦК КПСС . В отличие от прежней ЦКК, состав КПК не избирался на съезде, а утверждался ЦК КПСС (фактически - Секретариатом ЦК КПСС).

До 1934 г. на должность Председателя ЦКК назначался кто-либо из авторитетных членов Политбюро сроком на 2-3 года (поскольку членство в ЦКК нельзя было совмещать с членством в ЦК). В 1934-1946 гг. Председатель КПК был по совместительству секретарём ЦК ВКП(б) и членом Оргбюро ЦК ВКП(б) .

На XXVIII съезде КПСС в 1990 г. КПК при ЦК КПСС и ЦРК КПСС были объединены в единый орган - ЦКК КПСС.

Руководители

В 1920-1923 должности руководителя ЦКК не существовало, её деятельность на общероссийском уровне курировал нарком РКИ (И. В. Сталин).

Председатель ЦКК РКП(б) - ВКП(б):

  • Куйбышев, Валериан Владимирович (1923-1926)
  • Орджоникидзе, Григорий Константинович (1926-1930)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1930-1931)
  • Рудзутак, Ян Эрнестович (1931-1934)

Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б):

  • Каганович, Лазарь Моисеевич (1934-1935)
  • Ежов, Николай Иванович (1935-1939) (фактически до 1938)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1939-1952)

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС:

  • Шкирятов, Матвей Фёдорович (1952-1954)
  • должность вакантна (1954-1956)
  • Шверник, Николай Михайлович (1956-1966)
  • Пельше, Арвид Янович (1966-1983)
  • Соломенцев, Михаил Сергеевич (1983-1988)
  • Пуго, Борис Карлович (1988-1990)

Председатель Центральной контрольной комиссии КПСС:

  • Пуго, Борис Карлович (1990-1991)
  • Махов, Евгений Николаевич (1991)
  • Рекордно большой состав (около 120 членов) её был избран на XV съезде ВКП (б) в 1927. Пленумы ЦКК избирали Президиум ЦКК.
  • 10 октября 1990 года было избрано Бюро Президиума ЦКК КПСС. В него вошли Г. Г. Веселков, А. И. Гриенко, Е. А. Елисеев, М. И. Кодин, Н. И. Кораблёв, Е. Н. Махов, Б. К. Пуго, А. Л. Радугин, П. П. Тодоров.

Ссылки

  • С. А. Месяц ИСТОРИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ КПСС

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Комитет партийного контроля" в других словарях:

    При ЦК КПСС (КПК), создан согласно Уставу, принятому 19 м съездом КПСС в 1952, взамен Комиссии партийного контроля (См. Комиссия партийного контроля) при ЦК ВКП(б). Организуется ЦК партии. КПК «а) проверят соблюдение членами и кандидатами …

    III.7.3.1. Комитет партийного контроля ЦК КПСС (1934 - 91) - ⇑ III.7.3. КПСС и общественные организации 1921 56 Центральная контрольная комиссия (ЦКК) РКП (б). Арон Александрович Сольц (секр. 4.12.1921 6.07.1923). 6.07.1923 12.02.1934 объединена с органами НК РКИ СССР. Лазарь Моисеевич Каганович… … Правители Мира

    Центральная контрольная комиссия (сокращённо ЦКК) РКП(б), ВКП(б), КПСС высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920 1934 гг. и в в 1990 1991 г. В 1920 1921 гг. существовала единая просто «Контрольная комиссия», которая … Википедия

    При ЦК ВКП (б) (КПК), создана 17 м съездом партии (1934), который решил преобразовать Центральную контрольную комиссию ВКП (б) (См. Центральная контрольная комиссия ВКП) (ЦКК) в избираемую съездом партии КПК с аппаратом в центре и… … Большая советская энциклопедия

    ПРИ ЦК ВКП(б) (КПК) орган парт. контроля, существовавший с 1934 вместо Центральной контрольной комиссии ВКП(б). В 1952 КПК была реорганизована в Комитет парт. контроля при ЦК КПСС, а в нояб. 1962 в Партийную комиссию при ЦК КПСС; одновременно… … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Комитет государственной безопасности. Запрос «КГБ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Проверить нейтральность. На странице обсуждения должн … Википедия

    КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР (КГБ) - одно из названий партийно государственного органа, выполнявшего задачи по защите коммунистического режима советской России (СССР) от внутренних и внешних врагов. В этих целях КГБ обеспечивал внутреннюю безопасность и осуществлял внешнюю разведку … Юридическая энциклопедия

    ЦК КПСС и Совета Министров СССР, единый союзно республиканский орган партийного и государственного контроля в СССР, который существовал с ноября 1962 по декабрь 1965. Органы партийно государственного контроля были преобразованы в органы… … Большая советская энциклопедия

    Коммунистическая партия Советского Союза Лидер: Геннадий Зюганов Дата основания: 1912 (РСДРП (б)) 1918 (РКП (б)) 1925 (ВКП (б) … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Министерство государственного контроля СССР». На эту тему нужна отдельная статья. Комиссия советского контр … Википедия

Книги

  • Спасти СССР Адаптация , Королюк М. , Андрей Соколов "попал", пусть и по собственному желанию. . Он сделал первые ходы, и теперь его ищет и КГБ и ЦРУ (он слишком, слишком много знает…), а еще Комитет партийного контроля и лично"…